Версия сайта для слабовидящих
МАДОУ ЦРР № 32
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад - центр развития ребенка № 32"
Телефон: 8 (34363) 2-44-91
Адрес: Свердловская обл., г. Артемовский, ул. Техническая, 11

Речевое развитие детей

 

Занятия с малышами 2-3 лет

IMG_20141117_105200

 

В 2-3 года кроха активно подражает окружающим, и его речь в норме представляет собой богатую, хотя и неустойчивую пеструю картину. Однако есть маленькие упрямцы, упорно не желающие разговаривать. А многие малыши этого возраста разговаривают так, что понять их могут только мама с папой.

Логопедические занятия для маленьких детей должны учитывать их физиологические и психологические особенности. Урок следует составить из нескольких упражнений, а его общая продолжительность не должна превышать двадцати минут.

Внимание малыша 2-3 лет имеет непроизвольный характер – он будет заниматься плодотворно лишь тогда, когда ему действительно интересно. Более того, активизация речи маленьких детей нуждается в наглядности и поэтому упражнения должны быть связаны с какой-либо практической ситуацией. Все это можно реализовать с помощью игры. В процессе увлекательных действий у крохи возникает состояние эмоционального подъема, что способно побудить его к повторению речи.

Для неговорящих детей 2-3 лет существуют специальные игры, основная цель которых – «растормошить» речь малыша. Эти игры делятся на две категории, одна из которых направлена на развитие общего подражания, а другая – на формирование речевого подражания. Путем копирования действий взрослых маленький человечек усваивает общественный опыт, игровые и бытовые навыки.

Понятие «общее подражание» предполагает повторение движений, действий и мимики взрослого. Развивать его у неговорящих детей можно в такой последовательности:

  1. Воспроизведение отдельных простых движений. Предложите ребенку сделать с вами зарядку. Пусть он, повторяя за вами, делает упражнения: поднимает руки, топает ногами, хлопает в ладоши.
  2. Обучение неговорящих малышей последовательным движениям. Представьте, что вы с малышом – птички. «Вот птички прилетели (машем руками как крыльями). Сели на землю и начали искать зернышки (бегаем по кругу). А вот зернышки нашлись (наклоняемся, и киваем головой –клюем зерна)».
  3. Выполнение действий с игрушками. К примеру, играя с куклой, кроха учится сначала ее покачать, затем уложить в кроватку, накрыть одеяльцем.

Для формирования речевого подражания у неговорящих детей взрослому необходимо многократно повторять некоторые слоги, слова и словосочетания, интонацией выделяя их в потоке речи. Малышу предлагается воспроизвести сказанное, причем принимаются ответы в любом виде.

Логопедические занятия для неговорящих детей, направленные на развитие подражания речи взрослого, предполагают такую последовательность:

  1. Проговаривание отдельных звуков.
  2. Повторение амфорных слов – слов-слогов, имеющих смысловую нагрузку («мууу», «ав-ав», «динь-динь», «би-би»).
  3. Воспроизведение простых слов («на», «дай», «ляля», «киса»). По мере развития у неговорящих малышей речи, они научатся выговаривать и сложные слова путем копирования интонационно-ритмического рисунка слов.
  4. Упражнения на повторение коротких фраз («Там мяч», «Где папа?», «Это вилка»). Со временем количество слов в фразе увеличивается, и кроха начинает понимать, что такое словоизменение и правильное сочетание слов («Вот мишка. Дай мишку. Нет мишки»).

Игры на речевое подражание подходят не только неговорящим детям, а и малышам, которые разговаривают, но нечетко и малопонятно. В работе с плохо говорящими детьми также используются простые рифмовки, чистоговорки и загадки («Чтобы мы были здоровы, молочко дает…корова», «Мед в наш улей принесла желто-черная…оса»).

Хорошо влияют на развитие речи маленьких детей логоритмические упражнения, в которых движения сопровождаются ритмичными фразами. Например:

По узенькой дорожке (малыш топает)
Шагают наши ножки (кроха высоко поднимает ноги)
По маленьким, по камешкам (медленно переминается с ноги на ногу)
И в яму…бух! (ребенок садится на пол)

Не стоит требовать от малыша 2-3 лет четкого звукопроизношения. В этом возрасте более важным является формирование коммуникативной функции речи.

 

 

Речевое развитие детей 4-5 лет

 

IMG_20141029_161900

 

Для ребенка 4-5 лет школа уже не за горами. К этому возрасту он должен четко произносить все звуки, что впоследствии повлияет на обучение письму и чтению.

Если вам кажется, что малыш не все выговаривает правильно, необходимо точно выяснить, какие звуки в его речи нарушены. Чтобы в этом разобраться, предложите крохе повторить слова с наиболее неподдающимися звуками. Например: для звука «с»: собака, весна, автобус; «з»: заяц, лоза, мороз; «ш»: шапка, мышка, камыш; «ц»: цыпленок, курица, огурец; «ч»: чайник, куча, мяч; «р»: рыба, коробка, шар. С каждым звуком следует работать отдельно, начиная с самого легкого.

Упражнения на проговаривание каждого звука нужно начинать с артикуляционной гимнастики, которую ребенок должен делать перед зеркалом, чтобы не только прочувствовать работу своего речевого аппарата, но и увидеть этот процесс.

После того, как малыш справится с произношением одного звука, задача усложняется – начинаем заниматься со слогами. Когда и это не составит труда, можно повторять слова с этим звуком.

Закреплять изученное необходимо путем использования слов с проблемным звуком в свободной речи. Этот этап – автоматизация навыков – может продлиться несколько месяцев. Наберитесь терпения и не подгоняйте малыша.

Основные принципы формирования правильной речи ребенка

Чтобы ребенок научился говорить правильно, в первую очередь необходимо создать благоприятные условия для развития его речи. Ученые доказали, что активные игры и физические упражнения на свежем воздухе положительно влияют на формирование речевой деятельности малыша.

С первых дней с крохой нужно разговаривать, читать ему стихи и сказки. Обязательно хвалить за попытки повторять слова. Реакция родителей на то, как говорит малыш, должна быть спокойной и уравновешенной.

От взрослых ребенок должен слышать правильную речь. Упрощенные формы слов («ам-ам», «ту-ту») допускаются в общении с малышом до года или в занятиях с неговорящими детьми 2-3 лет. Взрослым не стоит копировать кроху в неверном произношении, картавить, шепелявить. Жизнь ребенка необходимо наполнить впечатлениями. Его нужно постоянно чем-либо удивлять, что-то рассказывать и показывать. С расширением кругозора, малыш сам захочет выразить свои эмоции, что ускорит процесс формирования речи.Речь маленького ребенка несовершенна, и многие неблагоприятные факторы способны нарушить ее развитие. Однако головной мозг малыша обладает уникальными компенсаторными возможностями. И если родители своевременно обнаружат проблему и с помощью специалистов окажут крохе квалифицированную помощь, речевые расстройства можно будет устранить.

 

 

 

МАДОУ №32 © 2022 год. Создание сайтов